Живая природа. Объкты для наблюдений:
- Наблюдение за кошкой
- Наблюдение за птицами прилетающими к кормушке
- Наблюдение за рябиной
- Сравнительное наблюдение за воробьём и синицей
- Наблюдение за деревьями и кустарниками
- Наблюдение за вороной
- Наблюдение за собакой
- Наблюдение за животными
Примерные цели:
- предложить детям рассмотреть кошку, понаблюдать за ней, обратить внимание на изменения в её внешнем виде и поведении; систематизировать и дополнить представления детей о жизнедеятельности животных в зимнее время.
- формировать представление о жизни птиц зимой; обсудить с детьми, почему не стоит близко подходить к кормушкам; учить детей соблюдать тишину рядом с кормушками, контролировать своё поведение; воспитывать бережное отношение к пернатым.
- познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев; рассмотреть её ствол, ветви, ягоды; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
- формировать умение находить отличительные признаки у птиц; на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
- формировать представления об особенностях состояния деревьев и кустарников зимой; дать представления о том, что деревья и кустарники – живые существа; закреплять сходства и различия деревьев и кустарников; воспитывать бережное отношение к живой природе.
- учить детей отличать эту птицу от других по внешнему виду и голосу; отметить особенности её поведения в зимний период; предложить детям вспомнить, как описывается ворона в русских народных сказках; рассказать об удивительной сообразительности и хитрости этих птиц;
-систематизировать представления о жизни животных зимой;закреплять знания о собаке, её характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.
- актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о том, как приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни зимой звери.
Неживая природа.Объекты для наблюдений:
- Наблюдение «Следы птиц на снегу»
- Наблюдение солнце в зимний день
- Наблюдение за проявлением сосулек
- Наблюдение «Иней»
- Наблюдение «Изменение высоты снежного покрова»
- Наблюдение за «Синий вечер»
- Наблюдение за свойствами снега
- Наблюдение за снежинками
- Наблюдение движением снежинок
- Наблюдение за свойствами снежинок
- Наблюдение «Взаимосвязь явлений природы»
- Наблюдение «Одежда прохожих»
- Наблюдение «Ледяные узоры на окнах»
- Наблюдение за метелью
- Наблюдение за красотой зимнего пейзажа
Примерные цели:
- учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ (кто здесь прошёл, в какую сторону он направлялся, как передвигался – шёл, бежал, прыгал); развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, связную речь.
- учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно); подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца, формировать представление о том, что оно необходимо для жизни на земле.
- предложить детям ответить на вопрос о том, где можно найти сосульки, какие интересные опыты и наблюдения можно провести вместе с взрослыми; познакомить ребят с правилами безопасности в зимнее время.
- обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней; обобщить высказывания детей, рассказать, почему деревья покрылись «серебром».
- предложить детям определить высоту снежного покрова в разных местах участка и предположить, где «снежное одеяло» толще; попросить их придумать способ проверки своих идей; научить детей измерять высоту снежного покрова при помощи метровой линейки; сравнивать при помощи палочек.
- предложить детям охарактеризовать погоду, обратить внимание на цвет снега при свете фонарей и в тени; помочь составить рассказ о том, как выглядит всё вокруг зимним вечером.
- предложить детям рассказать, что им известно о свойствах снега, предположить везде ли снег одинаков; раскопать яму и предложить ребятам рассмотреть слои снега (нередко внизу снег тёмный.Плотный, может содержать ледяные корки, а сверху снег пушистый и чистый); пояснить причину такого различия в свойствах снега – во время оттепели снег тает, растворяет и вбирает в себя частички почвы, поэтому он тёмный.
- предложить детям рассмотреть снег, рассказать, на что похожи снежинки: на белую крупу ( в холодную и ветреную погоду), пух (в тихую и тёплую погоду); помочь сделать вывод о зависимости снежинок от погодных условий.
- предложить понаблюдать за полётом снежинок, обсудить и сравнить результаты сегодняшнего наблюдения, что они видели ранее; подвести к выводу о том, что вид снежинок и особенности их полёта связаны с погодой; развивать наблюдательность, учить любоваться красотой зимней природы.
- предложить поймать снежинку на лист чёрной бумаги, рассмотреть, попытаться зарисовать её форму; предложить поймать снежинку на варежку, а потом на ладошку, высказать предположение о том, где быстрее растает снежинка, выяснить, кто оказался прав.
- предложить охарактеризовать погоду в ясный солнечный деть: рассмотреть, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени; где образовались сосульки; помочь сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте, на температуру воздуха и свойства снега.
- предложить рассмотреть прохожих, обратить внимание на верхнюю одежду, головные уборы, обувь; помочь составить сравнительный рассказ «Одежда зимой и осенью», рассказать о том, что одеваться, значит, беречь своё здоровье.
- обратить внимание детей на окна домов, детского сада, предложить высказать предположения о том, как возникают на них белые узоры; рассказать детям как образуются белые кристаллы, почему они переливаются и блестят на свету.
- познакомить детей с сезонными явлениями, обращать внимание на то, как движется снег, как воет ветер; предложить по результатам наблюдения рассказать, что такое метель.
- развивать эстетическое восприятие природных явлений, видеть красоту природы вокруг, замечать и любоваться ею; обратить внимание как преобразилась природа ( всё вокруг белым – бело: дома, земля, растения, снег сверкает на солнце, хрустит под ногами, небо голубое).
Труд взрослых. Объекты для наблюдений:
- Наблюдение «Дворник чистит снег»
- Наблюдение за работой водителя
- Наблюдение за работой милиционера
- Наблюдение «Прогулка пешехода»
Примерные цели:
- предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассказать о ёё важности, высказать благодарность от имени людей, которые ходят по расчищенным и посыпанным песком дорожкам, и растений, которые они укрывают снегом.
- знакомить с работой водителя; закреплять представления у детей о транспорте, учить различать его по внешнему виду и назначению; развивать наблюдательность и соблюдать элементарные правила безопасности нахождения около транспорта (не подходить близко, не трогать руками и т.д.); воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
- уточнить знания детей о работе сотрудников милиции, объяснить значение их жестов; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
- знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице; закреплять понятия «пешеходная дорожка», сигнал светофора»; воспитывать культуру поведения на улице.